Участие духовенства Русской Православной церкви в праздниках революции (март 1917г.)

Бабкин М.А.
г. Миасс 

 

Малоизвестно, что Духовенство Русской Православной церкви (РПЦ) в целом приветствовало свержение монархии в России /1/.
В большинстве населенных пунктов империи Февральская революция победила мирно, известив  о себе «по телеграфу». Тем не менее, в марте 1917 г. буквально по всей стране новой властью были проведены своеобразные заменители народных восстаний против старого режима – так называемые «праздники революции». Иногда они именовались «днями свободы»,  «праздниками перехода к новому строю» «праздниками единения», «днями памяти жертв освободительного движения», или «праздниками Русской свободы». Даты их проведения местными властями назначались достаточно произвольно. В некоторых городах массовые торжества проходили неоднократно: например, в Минске они состоялись 4 и 6 марта, в Москве – 4,12, и 23, в Кронштадте – 7, 12, и 23, в Тифлисе 12 и 19 числа того же месяца. В Петрограде всевозможные демонстрации, сопровождавшиеся музыкой и пением, проходили чуть ли не ежедневно /2/. Празднества представляли собой подчас грандиозные, заранее спланированные народные торжества, с массовыми манифестациями (вплоть до 50 – и 100- тысячных), под музыку оркестров, с красными знаменами, пением революционных гимнов «Марсельеза», «Вы жертвою пали», «Памяти павших», «Отречемся от старого мира» и др.), парадами войск. Как правило, в этих праздниках участвовало и многочисленное духовенство, нередко возглавляемое своими епархиальными архиереями. «Дни свободы» охватывали буквально всю страну: от Новгорода, Вятки, Орла и Рязани до Тирасполя, Ялты, Батума, Баку, Новой Бухары, Тюмени и Владивостока. В одних городах (например, в Омске, Владикавказе и Красноярске) духовенство участвовало в массовых процессиях, двигаясь крестными ходами. Порой среди икон, хоругвей и красных флагов встречались лозунги «Да здравствует свободная Россия!», «Да здравствует демократическая республика!», «Земля и воля» и другие, созвучные им. В Калуге праздничный крестный ход сопровождался колокольным звоном всех городских церквей. В некоторых городах (например, в Перми, Екатеринбурге, Уральске и Хабаровске) церковные службы проходили на площадях у кафедральных соборов. В ряде мест богослужения совершались только в храмах (такой порядок был установлен в Риге, Саратове и Кронштадте) /3/. «Дни свободы» широко праздновались и в селах /4/.
Во многих горордах (напрмер, в Калуге, Орле, Вятке, Ставрополе, Витебске, Красноярске, Чите, Иркутске, Владивостоке, Баку, Новгород-Северске) службы в честь «праздника освобождения России» возглавлялись местными архиереями, причем в некоторых представители епископата задавали определенный тон. Например, ректор Казанской духовной академии викарный епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) во время народного праздника «трожествовал в честь свободы»; в Минске, после совершения молебна, викарный епископ Слуцкий Феофилект (Клементьев) произнес «прочувственную проповедь»; а в Омске руководитель епархии епископ Сильвестр (Ольшевский) для произнесения речи воспользовался трибуной, установленной на городской площади /5/.
В марте 1917 г. социально-политическая позиция духовенства РПЦ явилась одним из важных факторов укрепления в центре и на местах власти Временного правительства. Активное, практически повсеместное участие священно- и церковнослужителей в праздниках революции давало пастве пример положительного отношения к свержению династии Романовых. Звучавшие на этих праздниках со стороны пастырей призывы к признанию Временного правительства, спокойствию и созитательному труду побуждали народ к повиновению новой власти, способствовали формированию у него представления о буржуазно – демократической революции как о «законном» и «закономерном» событии /6/. 

Примечания:
1. Одним из основных мотивов революционности представителей высшей иерархии РПЦ было стремление разрешить в свою пользу историко-богословскую проблему «священства-царства» (см. об этом подробнее: Бабкин М.А. Святейший синод Российской Православной церкви и свержение монархии в 1917 году//Вопросы истории. М., 2005. № 2. С. 97-109.
2. Минский голос. Минск, 1917. №2363. С. 3; № 2370. С. 2.; Русские ведомости. М., 1917. № 87. С. 5: Котлин. Кронштадт, 1917. № 53, С.2; Пермские ведомости. Пермь, 1917. № 54. С. 3; Тифлисский листок, Тифлис, 1917, № 65. С.3; ГАРФ. Ф. 1778.1917. Оп. 1. Д. 90. Л. 57; Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры Российской  революции 1917 г. СПб., 2001. С. 44,45,51,55.
3. Новгородские епархиальные ведомости. Новгород, 1917. № 5. Часть неофиц. С. 253, 255; Новгородские губернские ведомости. Новгород, 1917. № 20. С. 5; Омские епарх. Ведомости. Омск, 1917. № 12. Часть неофиц. С. 19-21; Терские ведомости. Владикавказ, 1917. « 58. С. 2-3; Калужский церковно-общественный вестник. Калуга, 1917. № 8-9. С. 6; Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 21. С. 3; Пермские ведомости. Пермь, 1917. № 54. С. 3; Пермская земская неделя. Пермь, 1917. № 11. С. 26; Екатеринбургские епарх. Ведомости. Екатеринбург, 1917. № 12, Отдел неофиц. С. 106; Уральский вестник. Уральск, 1917. № 19.С. 2; Днепропетровский край. Тирасполь, 1917. № 562. С. 1; Козловский земский вестник, г. Козлов (Тамбовская губ.), 1917. № 27. С.3; Известия Александрийского уездного земства. Александрия (Херсонская губ), 1917. № 11. С.8; Ведомости Ялтинского градоначальства. Ялта, 1917. « 101. С. 4; Батумские вести. Батум, 1917. № 2179. С. 3; Владивостокские епарх. ведомости. Владивосток, 1917. № 6. Часть неофиц. С. 171; Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 9. Часть неофиц. С. 305; Известия по Казанской епархии. Казань, 1917. № 9-10. Неофиц. Отдел. С. 154; Рязанские епарх. ведомости. Рязань, 1917. №7-8. Отдел неофиц. С.225-226; Забайкальские епарх. ведомости. Чита, 1917. № 6. Отдел неофиц. С. 196; № 9-10. Отдел неофиц. С.308-309; Петроградский листок, Пг., 1917.  №56, С. 5; Архангельские губернские ведомости. Архангельск, 1917. « 23. С.4; Исеть. Шадринск, 1917. \№ 2. С. 1; Жизнь Алтая. Барнаул, 1917. № 55. С.4; Баку. Баку, 1917. №57. С.5; №59. С. 2, 4; Астраханские епарх. ведомости. Астрахань,1917, 1917. № 9. Отдел неофиц. С.258; Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 38. С.№; Астраханский вестник.  Астрахань, 1917. № 55. С.2; Приамурье, Хабаровск, 1917. №3106. С.2; № 3107. С.3; Приамурские ведомости. Хабаровск, 1917. № 2548. С. 5; Котлин. Кронштадт, 1917. № 53. С. 2; № 56. С. 2; Колоницкий Б.И. Указ. соч. С. 38 56,52.
4. Московские церковные ведомости. М., 1917. №11-112. С.125; Тамбовские епарх. ведомости. Тамбов, 1917. № 16. Отдел неофиц. С. 362-363; Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 24. С. 44 № 29. С.4; Челябинский листок. Челябинск, 1917. № 1754. С. 2; Исеть. Шадринск, 1917. № !8. С.4; Приложение к № 15. С. 4; Коломницкий Б.И.Указ.соч.С.38-39.
5. Калужский церк.-обществ. вестник. Калуга, 1917. № 8-9. С. 6; Орловские епарх. ведомости. Орел, 1917. № 12-14. Отдел неофиц. С. 108; Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 21. С.3; Ставропольские  епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. № 11. Отдел неофиц. С. 338-339; № 12. Отдел неофиц. С. 358; Витебский листок. Витебск, 1917. № 419. С. 3; Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917. № 3. Часть неофиц. С.15, 17; Забайкальские епарх.  ведомости. Чита, 1917. № 6. Часть неофиц. С. 196; Владивостокские епарх. ведомости. Владивосток, 1917. 3 6. Часть неофиц. С. 171; Приамурские ведомости. Хабаровск, 1917. № 2543. С. 6; Баку. Баку, 1917. № 59. С.4; Черниговское слово. Чернигов, 1917. № 2970. С. 4;Известия по Казанской епархии. Казань, 1917. № 9-10. Неофиц. Отдел. С. 154; Минский голос. Минск, 1917. № 2370. С. 2; Омские епарх. ведомости. Омск, 1917. № 12. Часть неофиц. С. 19-21.
6.  Подробнее о роли духовенства РПЦ в праздниках революции см. : Бабкин М.А. Реакция Русской православной церкви на свержение монархии в России. (Участие духовенства в революционных торжествах) //Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2006. № 1. С. 70-90.